Образовательные стандарты

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования   ссылка

Отчет о внедрении ФГОС ДО ссылка

Комментарии к ФГОС ДО (ссылка)

Профессиональный стандарт педагог (ссылка)

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся, в отличие от общего образования, необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Во-вторых, Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе. При этом дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» (ст. 44 Закон РФ «Об образовании в Российской федерации»).
В-третьих, в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет.
Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!
Именно этим и вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ за номером № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Стандарт вступил в силу с 1 января 2014 года.

Какие требования выдвигает ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования
О требованиях к Программе
ФГОС ДО определены требования к структуре, содержанию и объему Программы.

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно. Организация сама определяет продолжительность пребывания детей, режим работы, предельную наполняемость групп. В разных группах могут реализовываться различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток. Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.

Что является отличительной особенностью Стандарта?
Ключевая формула дошкольного образования – это детство ради детства.
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого, выступает формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Портрет выпускника ДОУ согласно ФГОС ДО
Ребенок – выпускник ДОУ обладает личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе в том смысле, как мы ее понимали раньше, а формирование у ребенка мотивации к познанию и творчеству.

Министерство Просвещения Российской Федерации - сайт https://edu.gov.ru  

C 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения работают по федеральной образовательной программе дошкольного образования - ФОП ДО (Приказ Минпросвещения РФ от 25.11.2022 № 1078). Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования.